03.03.2011 |
Может ли прибыльный бизнес быть честным?
Честный бизнес может быть прибыльным, это моя точка зрения, иначе в течение пяти лет я не занималась бы вопросами этики на должности председателя Комиссии по этике АКПП. Хотя есть и другая точка зрения: один мой знакомый бизнесмен утверждает, что бизнес и этика никак не совместимы, эти два понятия не сочетаются, себя же он считает исключением, белой вороной. Он уверен, что бизнес - это что-то грязное, цель бизнеса – извлечение прибыли. По его мнению, сама эта цель аморальна.
А может он прав? Давайте разберемся.
Любой ценой? Ведь ориентация на прибыль любой ценой, невзирая на свои обязательства, на моральные принципы – действительно, мягко говоря, неэтична. Это крайность, зависимость руководителя от денег, следовательно, не свобода. Быть зависимым от алкоголя, никотина, человека, от денег – это болезнь, которая самим зависимым не осознается. Нам дана свобода выбора и как мы им распоряжаемся, это вопрос, на который должен ответить каждый человек, но может только самоосознающий, или как говорил Георгий Гурджиев, наш русский философ, «пробужденный». Далеко не все свои поступки и выборы мы осознаем, но, к сожалению, неосознанность нас не освобождает от моральной ответственности. А так бы мог сказать: «но я как-то не задумывался, ведь все так поступают». Хочу подчеркнуть, что это ложное утверждение, что все так поступают, во-первых, не все, во-вторых, незнание закона не снимает ответственности с личности.
Получение прибыли – этичная цель. И все же тот знакомый бизнесмен, на мой взгляд, неправ. Если мы ставим перед собой получение прибыли не любой ценой, то сама цель вполне этична и соответствует самой идеи бизнеса. Ничего нет отрицательного в самих понятиях «деньги» и «прибыль», есть проблема в их распределении, на какие цели будут реализованы они. Этичный путь в бизнесе более долгий, но зато он гарантирует более долговременные взаимовыгодные отношения с клиентом, с сотрудниками, с государством.
Манипуляции, ложь могут помочь сделать быструю продажу, но в таком случае клиент повторно не обращается. Это краткосрочный бизнес.
«Фирмы – однодневки» часто пользуются этими приемами. Тот, кто торгует агрессивно, по типу «впаривания», тот торгует зачастую на улице, ему даже офис снимать не нужно, ведь обмануть клиента можно только раз. Есть компании с отрицательным имиджем, куда люди не идут работать из-за невыполнения своих обязательств перед персоналом и клиентом.
Стратегия «выигрыш-выигрыш». Могу поделиться своим опытом проведения корпоративных тренингов на тему сотрудничества. Все кругом говорят о клиентоориентированности, о сотрудничестве, о подходе ведения дел «win-win». Эти лозунги присутствуют на сайтах многих компаниях, но настоящее сотрудничество возможно там, где само руководство находится на высоком моральном уровне своего личностного развития. Если сознание автора бизнеса пронизано страхами, тревогами и сомнениями, и он руководствуется убеждением, что бизнес – это борьба, где кто кого обманет и кинет, то он и будет вести свои дела соответствующим образом.
Откуда я знаю, что мало кто по-настоящему готов к стилю «win-win»? Из практики. На тренинге мы проводим игры на выявление глубинных установок, на сотрудничество. Из группы в 10 человек только 1-2 участника имеют установку на сотрудничество, такая картина наблюдается практически в каждой компании. В голове у людей не укладывается: «Как это выигрывает каждый? Один обязательно должен проиграть». Вот и сражаемся с воображаемым врагом, со своей иллюзией. Сначала наше сознание создает картинку, образ врага, препятствия, потом успешно или не очень, их преодолеваем.
Негативные убеждения. В основе поведения участников бизнеса лежат убеждения, глубинные верования, которые воплощаются, становятся реальностью. Поэтому я никогда не спорю, а просто наблюдаю. «Жизнь ужасна», «А кому сейчас легко?» - это примеры негативных самопрограммирующих убеждений, самоогранирующих убеждений. Ведь каждый сам формирует события своей жизни и свое окружение: как скажешь, так и будет. Во что веришь, то и получишь. Если вы считаете, что все люди нечестные и никому нельзя доверять, то именно таких вы в свою жизнь и притянете, и даже ситуации, где вас обязательно обманут.
Баловни судьбы. И наоборот, если вы считаете, что жизнь прекрасна, что вы – баловень судьбы и вам всегда везет, то так и будет!
Поэтому важно считать, что бизнес и этика совместимы, прибыльный бизнес возможен и вы успешный человек. Подкрепите свои верования и данные позитивные утверждения правильными выборами и решениями, поступками и привлечете в свою жизнь новых честных партнеров, сотрудников и партнеров.
Почему, спросите вы? По закону «Себе подобное притягивается». Не верите мне? Не верьте, а проверьте, попробуйте практиковать такой подход, и наблюдайте, результат вам понравится.
Изменяя себя, мы изменяем свою окружение. «Лучше зажечь маленькую свечу, чем клясть темноту», говорил Конфуций. Не надо тратить свои драгоценные творческие силы на возмущение и осуждение других, считая их нечестными. Хочешь изменить мир, начни с себя. Каждый из нас часто оказывается в ситуации сложного этического выбора. «Спасешь себя – спасутся тысячи!», перефразирую слова из Библии. Прошу прощения за высокопарный слог, но это очень даже практический совет. Сейчас никого не удивит высказывание о том, что мысль материальна, так займитесь инвентаризацией своих мыслей, верований и убеждений. И этим стоит заниматься постоянно, поставьте фильтр, не заражайтесь чужими ограничивающими убеждениями, они как вирусы прилипают к сознанию, внедряются туда и провоцируют моральные болезни. Чаще общайтесь с этически одаренными людьми, духовно богатыми людьми.
Вокруг меня таких много. А вокруг вас?
<<назад
Архив новостей