Новости

28.08.2006 | Как прижиться в новом коллективе. Статья в журнале HeadHunter Magazine

Автор: Евгения Васильева
Думайте сами, решайте сами: менять или не менять
Некоторые эйчары сравнивают вживание в офисную атмосферу с нахождением своего места в стае или борьбой за выживание пираний в замкнутом офисном аквариуме. И если бы Фридрих Ницше был эйчар-менеджером, то он наверняка усмотрел бы в личностной ротации кадров проявление присущей всему живому воли к власти. Предлагаем девять советов, которые помогут вам адаптироваться в новой организации.

Как прижиться в новом коллективе

Каждый, кому хоть раз посчастливилось работать в трудовом коллективе, сталкивался с необходимостью изучать искусство вхождения в оный. Казалось бы, так ли уж существенны коммуникативные навыки, если вы и в самом деле настоящий профессионал. Но, по мнению доктора психологических наук, учредителя организации «Центр кадровых технологий – XXI век» Тахира Базарова, гол в ворота противника – это не только удача того, кто забил, но и работа всей команды: прежде чем игрок послал мяч в ворота, кто-то должен был направить ему удачный пас.

Некоторые эйчары сравнивают вживание в офисную атмосферу с нахождением своего места в стае или борьбой за выживание пираний в замкнутом офисном аквариуме. И если бы Фридрих Ницше был эйчар-менеджером, то он наверняка усмотрел бы в личностной ротации кадров проявление присущей всему живому воли к власти.

Итак, вы столкнулись с «проблемами» на новом рабочем месте. При этом не стоит паниковать: «привыкание» к новой организации – необходимый «ритуал перехода» в жизни любого наемного работника. Переступая через порог новой компании, вы как бы оказываетесь в агрессивной «иммунной среде» чужого социального организма, который постоянно пробует вас на прочность. Так что не нужно поддаваться первым «естественным» реакциям на поведение людей. Постарайтесь выработать в себе рефлексивное и системное отношение к происходящему и обращайте внимание не на поверхностные эмоциональные реакции (по типу «И тут она на меня тааак посмотрела!»), а на глубинные причины ваших нынешних проблем. Предлагаем девять советов, которые помогут вам адаптироваться в новой организации.

    1. Настроиться на позитивный лад.

Согласно этому правилу, любое положение можно улучшить. Или попытаться улучшить. Даже если не получается найти общий язык с коллегами, нужно «открыть ладони», демонстрируя свою готовность пойти на контакт. «К новичкам почти всегда бывает настороженное отношение, – поясняет ситуацию консультант компании Lyte Recruitment Services Нана Матецкая. – Часто оно оказывается необъективным и по прошествии времени меняется. Лучше всего не принимать резких решений, а присмотреться к коллективу».

    2. Выждать время.

«Если место работы выбрано с четкой целью дальнейшего карьерного и профессионального роста, то, безусловно, „украшать“ резюме записью о быстрой его смене не стоит», – полагает старший консультант по подбору персонала кадрового центра S2b Personel Людмила Панева. Когда любого новичка в компании встречают настороженно, возможно, это означает некую «проверку на прочность». Своеобразный «коммуникативный дресс-код». Поэтому старайтесь спокойно реагировать на поведение, которое кажется вам вызывающим, и одновременно изучайте правила общения, принятые в организации. Если ваши трудности связаны только с реакцией чуждой среды на новичка, то через некоторое время, по мере взаимного привыкания и адаптации, они исчезнут сами собой.

    3. Найти причину ваших проблем.

Занятие выжидательной позиции не предполагает однако отказ от рефлексии. «Нужно искать различные варианты выхода из создавшегося положения, – рекомендует заместитель начальника отдела кадров Внешэкономбанка Елена Сахарова. – Но в самом начале важно понять, в ком или в чем заключается причина конфликта». Возможно, проблема глубже, чем просто «проверка на вшивость» для нового сотрудника. Не зная скрытых пружин, действующих в чужой организации, новички довольно часто «наступают» на всевозможные внутрикорпоративные «мины». Вы высказались в поддержку разумного с вашей точки зрения проекта и даже не подозреваете, что из-за него уже давно ведется война между разными подразделениями. Причем ваше непосредственное руководство выступает против его реализации. Таким образом вы, сами того не ведая, оказались на «линии фронта» внутриорганизационного или локального противостояния. В этом случае действия понятны – надо немедленно уйти «с линии огня» и перестать совершать действия, которые могут вызвать критику с обеих сторон в ваш адрес.

    4. Решить собственные психологические или коммуникативные проблемы.

Если вы меняете места работы, но из раза в раз открыть двери офиса для вас равнозначно входу в террариум, непременно стоит задуматься, не в вас ли кроется источник несостыковки с окружающими? Вполне вероятно, причина лежит в коммуникационной плоскости, считает генеральный директор кадрового агентства «Афина», коуч построения карьеры Валентина Тушова. В этом случае следует не поспешно увольняться, а пытаться устранить собственные недостатки.

    5. Поднять самооценку.

Возможно, причина неудачного построения отношений с коллегами заключается в том, что вы неправильно себя оцениваете. Восточные философы считали, что если каждый день ведешь себя как герой, то сам становишься героем. «Люди только отражают собственную самооценку. Лишь обретя уверенность в себе, можно стать „магнитом“ в любом коллективе», – полагает Валентина Тушова.

    6. Найти неформального лидера.

Именно так советует поступать Нана Матецкая, считая подобный поиск одним из самых эффективных методов налаживания отношений на работе: «Иногда поведение новичка или его неосторожные высказывания, не понравившиеся неформальному главе коллектива, спровоцировали взрывоопасную ситуацию». В данном случае проблема выживания в офисном пространстве решается выстраиванием контактов с арбитром мнений. Понятно, что установить отношения с неформальным лидером само по себе непросто, но если корень проблем именно в нем, вы по крайней мере будете понимать, в каком направлении двигаться.

    7. Понять ценности компании.

Вероятно, с вами все в порядке – вы мастер своего дела, но в данной команде не можете раскрыться. Тогда остается принимать решение: меняться самому или пытаться изменить систему в целом. «Если в данной компании руководствуются принципами и ценностями, противоречащими вашим, то лучше всего уйти, – рекомендует Валентина Тушова. – Сломить устоявшуюся атмосферу не просто сложно, а почти невозможно. Да и так ли нужна „революция“ в уже сложившемся коллективе? Задумайтесь, разве вас пригласили для этого?» С мнением коуча построения карьеры согласна и заместитель руководителя департамента по работе с персоналом «Россгостраха» Татьяна Князева: «Если корпоративная культура не подходит специалисту, то я бы рекомендовала сменить место работы. Мне было бы жаль усилий, впустую потраченных на круговую оборону, вместо успешного построения карьеры».

    8. Обозначить временные рамки адаптации.

По мнению Наны Матецкой, одна из первоочередных задач заключается в обозначении для себя временных рамок вхождения в коллектив. Иначе вы будете бесконечно «ходить по кругу». «Для большинства позиций три месяца – это тот оптимальный срок, за который нужно принять окончательное решение: уходить или оставаться в коллективе, – говорит консультант. – Если за это время „не удается растопить лед“, то лучше поменять работу и не тратить свою энергию и силы в компании, где вы себя ощущаете на грани нервного срыва и не можете реализовать свой потенциал».

    9. Сменить место работы.

Самое кардинальное решение. Но ужасный конец лучше, чем ужас без конца. Готовы ли вы дальше продолжать работать именно в такой обстановке или все-таки стоит поискать другое, более подходящее место? «Если не получается наладить отношения ни самостоятельно, ни с помощью кадровой службы, либо поменять коллектив в рамках данной компании, то я бы рекомендовала сменить место работы», – советует Татьяна Князева.

По мнению менеджера по подбору ИT-персонала компании Mirantis, Inc. Нины Вещиковой, «если мы попробуем подсчитать плюсы и минусы различных вариантов развития событий –  от попытки удержать ситуацию на старой работе до поиска нового места, то не получим однозначного универсального результата. Каждый должен решить для себя сам, где та грань, дальше которой не стоит терпеть. Мои собственные наблюдения показывают, что чаще всего сотрудник покидает компанию, если условия ему перестают подходить. Нельзя сказать, что эта стратегия является оптимальной, но она наиболее часто встречается». Однако следует помнить, что заявление об уходе по собственному желанию стоит писать лишь в самой заключительной фазе, когда все другие методы борьбы за выживание (см. советы выше) уже перепробованы.



<<назад




Архив новостей


Rambler's Top100 Rambler's Top100