Новости

14.06.2011 | Подошел — не подошел?

 

Муки ожидания

Цель любого собеседования для компании — понять, соответствует ли кандидат предлагаемой должности, сможет ли выполнять обязанности, впишется ли в будущую команду. А как самому кандидату выяснить, подходит ли он работодателю?

Ни одному соискателю не хочется томиться в ожидании заветного звонка от HR-специалиста. Как быть кандидатам, не обладающим экстрасенсорными способностями? Какие сигналы в поведении представителя компании могут навести на подозрения и заставить сомневаться в том, что вы будете приняты?

 

Тянем-потянем

Каждый HR-специалист подходит к проведению собеседования по-своему: одни используют в своей работе методы стрессового интервью, другие демонстрируют стандартную вежливость и открытость (однако улыбка и доброжелательное поведение далеко не всегда могут говорить о положительном исходе встречи). Кто-то предпочитает ограничиваться тестовыми методиками, а кто-то и вовсе использует «партизанскую» тактику — ни вопросов кандидату, ни ответов на вопросы соискателя.

Если говорить о временных отрезках, то интервью может длиться как час, так и буквально полминуты. «Нам все с вами ясно! Ждите ответа!» — произносит эйчар, едва соискатель переступает порог кабинета. Можно ли по длительности собеседования сделать вывод о том, подходите ли вы на вакансию?

 

Татьяна Первушина, менеджер по подбору персонала ООО «ТрансКонсалтингГрупп», считает, что длительность собеседования не всегда определяет его успешность. По ее словам, соискателю, как правило, сложно выявить во время интервью или сразу после первой встречи, насколько его кандидатура соответствует вакантной должности.

 

«Существует мнение, что результат интервью можно определить по его длительности, однако часто оно оказывается ошибочным, — считает Екатерина Исаева, консультант кадрового агентства Mainstaff. — HR-менеджеру бывает достаточно 7–8 минут для принятия положительного решения о дальнейшем рассмотрении вашей кандидатуры, а иногда и 50 минут не гарантируют прохождения этапа. Все зависит от должности, которую вы планируете получить. Достаточно представить себя на месте специалиста по подбору персонала и понять, какую информацию работодателю необходимо знать, чтобы качественно произвести отбор. Проанализировав ситуацию, вы по ходу собеседования сможете оценить, насколько работодателю интересна ваша кандидатура».

 

Невнимательный эйчар

Итак, мы выяснили, что продолжительность встречи не является истиной в последней инстанции и не всегда может дать ответ на интересующий вопрос.

«Если кандидат проходит собеседование непосредственно в компании, то некоторые косвенные признаки могут сигнализировать о том, что его кандидатура не является идеальной», — считает Наталья Прокудина, директор по развитию ООО «Агентство "Афина"».

К таким признакам можно отнести невнимательность представителя компании, формальный оттенок беседы: «Например, интервьюер задает вопросы и невнимательно слушает ответы, старается закончить встречу как можно быстрее, завершает собеседование неопределенным "Вам перезвонят"», — говорит Наталья Прокудина.

Однако, по мнению нашего эксперта, эти признаки (впрочем, как и продолжительность беседы) не всегда являются очевидными и далеко не всегда их можно интерпретировать однозначно.


Не беги впереди паровоза!

Очень часто в отрицательном исходе встречи бывают виноваты и сами кандидаты. Например, претендент на вакансию поторопился рассказать о себе, своих качествах и умениях, тем самым полностью раскрыв «карты»...

Комментирует Екатерина Исаева: «Придя на собеседование, мы стараемся показать себя с лучшей стороны — описываем профессиональный опыт, рассказываем о своих качествах, которые, как нам кажется, необходимы кандидату, претендующему на должность. Эйчар вежливо слушает, задает уточняющие вопросы и в конце собеседования доброжелательным тоном говорит, что перезвонит позже. Кандидат в неизвестности, остается только гадать — действительно ли встреча прошла удачно? Или, может быть, оптимистичное завершение вызвано желанием интервьюера оставить положительное впечатление о компании?

Достаточно часто кандидаты невнимательно читают требования к квалификации в опубликованной вакансии. К примеру, вы рассказываете менеджеру по персоналу, что самые сильные ваши качества — это исполнительность, ответственность, усидчивость. А в процессе беседы выясняется, что работодателю нужен творческий человек, который любит и умеет принимать самостоятельные решения, стремится к профессиональному росту, готов к большому объему работы.

Результат будет очевиден задолго до окончания собеседования — вам пообещают перезвонить... и только. Вывод: к собеседованию нужно тщательно готовиться — получить как можно больше информации о компании-работодателе, ее приоритетах и корпоративных ценностях, внимательно изучить требования к квалификации, продумать ответы на возможные вопросы».

Как видим, работодателю могут потребоваться совершенно иные навыки, чем те, о которых вы начали рассказывать на собеседовании. Поэтому не стоит торопиться — попробуйте в самом начале беседы выяснить, что требуется для работы на должности, какого человека хотят видеть на позиции. Выяснив необходимую информацию и немного «подстроившись» под нужные требования, можно смело приступать к рассказу о себе.


Стратегия наступления

Вы захотели узнать у работодателя, подходит ваша кандидатура на должность или нет. В этом случае можно задать ему несколько вопросов. Например, поинтересуйтесь о том, когда вам стоит ждать ответа или прямо спросите работодателя, можете ли вы претендовать на вакансию. Однако профессиональные рекрутеры вряд ли сразу дадут вам окончательный (положительный или отрицательный) ответ.

«Если кандидат хочет определить, понравился ли он работодателю, он может задать HR-специалисту открытые вопросы. Например: "Могу ли я считать, что прошел первый этап собеседования?", "Могу ли я претендовать на должность?", "Когда я смогу получить от вас ответ?" и т. д. Неэтично задавать вопросы из серии "Понравился ли я вам?" В подобной ситуации следует проявить тактичность и деликатность», — отмечает Татьяна Первушина.

Своими размышлениями по этому поводу поделилась и Екатерина Исаева: «Конечно, каждому соискателю хочется как можно быстрее узнать, насколько успешно прошла встреча. Однако не следует напрямую задавать вопросы из серии "Я вам понравился?", "Ну как я вам?" или "Ну что, я прошел?" Скорее всего, HR-специалист даст вам нейтральный ответ, чтобы не оскорбить или не вселить напрасную надежду. Намного эффективнее будет попросить уточнить самые важные профессиональные и личностные качества, необходимые на должность. Таким образом, есть возможность на месте оценить, насколько ваша кандидатура соответствует представлениям работодателя об идеальном соискателе и в конце договориться о том, как именно вы узнаете о результатах собеседования».

С предыдущими экспертами солидарна и Наталья Прокудина, которая считает, что в любом случае в конце встречи будет уместным задать уточняющие вопросы интервьюеру и попросить его резюмировать встречу, а также наметить дальнейшие шаги.

«Если интервьюер не может дать четких ответов или вовсе уклоняется от них, попросите разрешения позвонить ему лично на следующий день, уточните номер телефона, по которому удобно держать связь. Не бойтесь показаться навязчивым, но и не давите. И обязательно позвоните на следующий день! Это лучше, чем пассивно ждать ответа и, возможно, никогда его не дождаться. Будьте позитивно настроены, улыбайтесь собеседнику, и вам обязательно ответят тем же», — советует Наталья Прокудина.

Если вы не хотите ждать у моря погоды, попробуйте решить проблему «на месте» — задайте рекрутеру необходимые вопросы и тем самым попытайтесь понять, стоит ли игра свеч. Однако на первом «свидании» с работодателем, как правило, сложно добиться какой-либо определенности, ведь каждой компании необходимо время, чтобы взвесить все «за» и все «против», рассмотреть других претендентов и только после этого вынести окончательный вердикт.

 

Елизавета Ананьева,   Rabota.ru




<<назад




Архив новостей


Rambler's Top100 Rambler's Top100